Крошнозерский велотур

Карелия — это не только край десятков тысяч рек и озёр, но и этакий историко-культурный заповедник Руси и Российской империи. В эти края медленнее всего проникали изменения государственного масштаба: крайне тяжко, веками здесь осваивалось христианство — и нам в наследие остались прекрасно сохранившиеся устние и материальные памятники со следами язычества. Здесь так толком и не прижилось крепостное право. Именно на север, в Карелию, уходили старообрядцы.

На этот раз я планирую несколько велопоходов по Сямозерью — исторической местности, где и по сей день обитают карелы-ливвики. Первый мой заезд сконцентрирован на Крошнозере — одном из трёх больших озёр южнее озера Сямозера, окрестности которого заселялись выходцами из олонецких и сямозерских карел.

Снаряжение

Собственно железный конь сделан на базе Stels Navigator 830 (2012). Судя по последовавшим модификациям производителя, велосипед получился довольно востребованным.

Апгрейд заключался в следующем: на заднем колесе была заменена втулка на Novatec'овскую с возможностью крепления дискового тормоза. Затем был установлен дисковый тормоз. Далее — поставлен совместимый с дисковым тормозом багажник. А на багажник — приобретён классический в своём жанре велорюкзак Трек-65. Также заменено седло и на заднее колесо поставлена более злая резина, так как вроде как предстояло проехать по грунтовке около половины всего пути.

Помимо Трек-65 в этот поход взял ещё Novatour'овский рюкзак под зеркалку — в Трек как-то неудобно запихивалось, да и по опыту знаю, что когда за спиной рюкзак, то велосипед ведёт гораздо меньше. К слову, на Пизанец и Воттоваару я ездил ещё до установки багажника, с одним Novatour'ом.

Поехали!

24 июня. День первый. Весь поход можно было уложить в один день, но я не хотел рисковать. Тем более, это первый велопоход в сезоне.

Н. Маньга

Въезд-выезд из Н. Маньги

Как известно, существует две деревни: «Маньга» и «Н. Маньга». В бывшем ОКАТО и документах по переписи-2010 и того запутаннее, там две деревни с названием «Маньга».

Первая на маршруте Нижняя (Новая?) Маньга. Останавливаюсь, конечно, на мосту. Под ним, как и везде, остатки деревянных опор старого моста. Как и во многих местах, по одну сторону его река бежит быстрым ручьём, а по другую спокойно и живописно отдыхает, подпружиненная камнями и опорами старого моста.

Делаю пару дежурных фото и двигаюсь дальше.

Маньга

Дом в Маньге

А вот и Маньга, собственно. Очень симпатичная деревенька. Есть своё фермерское хозяйство. На горе картинно возвышается часовня Рождества Богородицы, внизу, под горой, ютится ряд домов. Всё очень близко к трассе, даже можно сказать, что почти на ней.

Реставраторы в Маньге

Запечатлев дома подревнее, замечаю, что на колокольне часовни кто-то есть. Дай, думаю, погоняю детишек, а заодно и пофотографирую часовню. Карабкаюсь в гору. Приблизившись к часовне, понимаю, что на ней не детишки балуются, а реставраторы работают. Вот и пришёл конец жалобам о бесхозности и обветшалости этой часовни, коих в интернете предостаточно.

Старинные двухэтажные дома в Маньге

Не отвлекая реставраторов, делаю фото и спускаюсь обратно. Иду к речке. Здесь тоже под мостом старые опоры. Пара фотографий старых двухэтажных домов (особая гордость деревни) — и вперёд.

Крошнозеро

Крошнозеро находится на берегу одноимённого озера. Озеро по форме напоминает длинную узкую трещину, как будто озеро тектонического происхождения, как Пизанец. Однако при более близком знакомстве становится ясно, что это не так: озеро неглубокое, края скруглены, подводная возвышенность делит ложе озера на две части.

Поселение оккупировало южный берег озера, удачно встав на оживлённой транспортной развязке. Здесь почти ничего интересного в плане историческом — всё это относится к остальным деревням на берегах озера.

Итак, штурмуем западный берег с двумя интересными деревнями: Котчура и Гонганалица.

Котчура

Въезд в Котчуру

В преддверии Котчуры — многочисленные однотипные коттеджи. Совершенно не исторические. Едем дальше.

Странный дом в Котчуре

Вскоре нахожу интересное место. Видимо, исторический центр деревни. Особенно впечатляет жилой одноэтажный дом с двухэтажной крышей. С двух сторон он закрыт развалившимися бревенчатыми стенами старого дома.

Здесь же, рядом, и красивая часовня Иоанна Богослова. Что удивило: эта часовня ничем не уступает, а внешним декоративным убранством даже превосходит «раскрученную» Варваринскую часовню в Коккойле.

Часовня Иоанна Богослова в Котчуре

Гонганалица

Въезд в Гонганалицу

Есть такие деревни, которые я называю «тупиковыми», то есть в которых заканчивается дорога, которая в них ведёт. В них чувствуется какая-то своя атмосфера. Здесь нельзя оказаться проездом, местные жители не ждут чужаков и отличаются повышенным вниманием к ним. Так было и в Гонганалице. Местные мальчишки забавно пытались шпионить за мной, крича через всю улицу данные своих наблюдений и шарахаясь в кусты от объектива зеркалки.

В Гонганалице находится Власиевская часовня. Без колокольни, но молодая и ухоженная. Выкрашена в голубой цвет. В отдалении — культовая роща.

Часовня Власия в Гонганалице

Здесь я разворачиваюсь и возвращаюсь в Крошнозеро. Теперь штурмуем восточный берег с Ёршнаволоком и остатками Савой-Наволока.

Ёршнаволок

Ёршнаволок находится почти напротив Котчуры, на противоположном берегу Крошнозера. В посёлке чётко угадывается культовая роща, очень симпатичная, на северный манер, но часовни там нет.

Почти сразу за Ёршнаволоком дорога сходит почти на нет. Увидев колею с высокотравьем, решил уточнить у местных, есть ли дальше дорога на Савой-Наволок, указанная на советской карте. Они сказали, что есть, но километра через три вот та шикарная колея с высокотравьем сменяется очень плохой дорогой. С болотом и медведем.

Соваться в болото вечером с осознанием того, что придётся идти пешком, не хотелось. Упускать встречу с медведем тоже. Но в первый поход я решил не рисковать. Едем обратно.

Мишинсельга

Дом в Мишинсельге

По пути заезжаю в Мишинсельгу. Останавливаюсь, начинаю фотографировать. Какой-то дедушка подходит и говорит, что здесь нельзя фотографировать, потому что вышки какие-то стоят. Однако поняв, что я снимаю старинные дома, он смягчился и вроде как даже окрасил меня позитивным ореолом, начал жаловаться на то, что старинные дома почти все обшили досками.

В общем-то, на этом заезд в Мишинсельгу и закончился. Исторически значимых объектов там не числилось.

Через час, промчавшись через десятки раз посещённую Нижнюю Салму, я приехал в Шотозеро. На этом сегодняшний маршрут заканчивается. Километраж на сегодня — 96 км.

Обратно

25 июня. День второй. По пути домой заезжаем в Нижнюю Салму, Каскеснаволок и Коккойлу.

Нижняя Салма

Въезд в Нижнюю Салму

Нижнюю Салму в своё время я изъездил и исходил вдоль и поперёк. При этом по-прежнему не могу сразу найти магазин. Чем он интересен? Как магазин — ничем. Выбор наискромнейший. Однако время в очереди можно скоротать богатым выбором советских книжек. Своеобразная такая мини-библиотека.

Нижняя Салма

Сам посёлок примечателен многовековой историей и расположением в месте впадения Шуи в Вагатозеро. В предгрозовые моменты очень красиво смотрится посёлок с моста через Шую, на фоне озера.

Каскеснаволок

Въезд в Каскеснаволок

На обратном пути сворачиваю по указателю «Каскеснаволок». Здесь начинается жёсткая, а местами даже жестокая грунтовка. Крутые горки, гребёнка — вот когда я снова полюбил трассу!

Старинный дом в Каскеснаволоке

Каскеснаволок находится на берегу одноимённого озера, иногда можно встретить название Каскеснаволоцкое. Деревня сразу встретила меня старинным двухэтажным домом. Хотя больше я там ничего примечательного не увидел. Разве что печную трубу из красного кирпича, торчащую из высокой травы. Сам по себе солнечный посёлок на берегу озера симпатичен.

После, доверившись старой советской карте, я решил объехать озеро кругом, заехать в Каскеснаволок на другой стороне озера, а затем закончить объезд озера в Коккойле.

Мост через протоку, впадающую в Каскеснаволок. Велосипед.

Не вышло. Уже на подъезде к другому Каскеснаволоку дорога сильно ухудшилась. Затем показалась развилка, обе дороги которой упирались в самодельные ворота. Пришлось разворачиваться и ехать в Коккойлу через Каскеснаволок.

Коккойла

Въезд в Коккойлу

Как известно, в Коккойле находится довольно-таки раскрученная Варваринская часовня. Но ещё до неё я встретил у дороги старый деревянный крест вроде кладбищенского. Странно и непонятно было, откуда он там возник. Затем нашёл освящённый не так давно родник. Попил. И только затем я въехал в Коккойлу и почти сразу увидел часовню.

Как и положено, она стояла на холмистом возвышении, на фоне старых елей со значительной примесью молодого и старого листвяка.

Варваринская часовня в Коккойле

Перед часовней стоит оборудованный столик. Он вполне себе аскетичен, но ничего подобного рядом с такими постройками я раньше никогда не видел.

Дальше, проехавшись по Коккойле, выезжаю на грунтовку. Немного весёлых «мучений» — в Каскеснаволок я поднимался в горку, а здесь спускался — и я на трассе.

Варваринская часовня в Коккойле, вид сбоку

На этом описательную часть пути можно и закончить — далее я возвращался той же дорогой, которой и ехал, без заездов и остановок. Километраж второго дня составил 85 км.

Приехали!

Итак, за два дня фотовелорелакса я накатал 181 км. Скромно, но вполне отвечает целям поездки.

Практически все деревни оказались интересными. В том плане, что это действительно старинные деревни, а не посёлки, основанные во времена привлечения рабочей силы на освоение лесного комплекса Карелии.

Очень интересны часовни в Маньге, Котчуре и Коккойле. Особенно — нераскрученная в туристическом плане часовня Иоанна Богослова в Котчуре.

Главный минус — комары. Они не давали надолго остановиться и как-то получше с камерой поработать, навыки свои потренировать как фотографа. Гнали и гнали вперёд.

На этом отчёт о первом велопоходе по Сямозерью заканчиваю. Дальше — берега самого Сямозера!