Юго-западное Сямозерье

Край безмятежных бухт и одиноких ламб

Юго-западное Сямозерье давно манило меня. Здесь, в этом треугольнике между берегом Сямозера и подразбитой трассой, укрыта россыпь маленьких лесных озёр, или ламбушек. На берегах некоторых из них находятся такие же маленькие лесные деревеньки.

В своих путешествиях по Карелии я встречал разные виды деревень: на берегах больших озёр, на берегах рек, при дорогах, посёлки лесорубов и некоторые другие. При взгляде на карту юго-западного Сямозерья я сразу почувствовал, что меня ждёт какой-то новый типаж карельской деревни. Ожидания мои оправдались, чуть позже я расскажу об этом.

Помимо деревень «ламбушкового» типа есть в этом районе и более привычные поселения, приютившиеся в бухточках и на мысах Сямозера. Это почти те же самые деревни, которые я видел в предыдущей поезждке по северному и восточному берегам озера. Они многодворнее, а если брать дома старинные, то выглядят они зачастую больше и богаче; много домов высоких, двухэтажных.

Большинство этих деревень были основаны в 15-16 веках. Первопоселенцы ставили дома таким образом, чтобы рельеф местности защищал дома от суровых северных ветров. Поэтому в бухточках и заливах, где стоят деревни, обычно тихо и спокойно.

Баня в Сяргилахте

Одна из таких богатых прибрежных деревень — Сяргилахта. Та самая, где снимали «А зори здесь тихие» советского образца. Здесь находится очень много исторических построек: дома, амбары, бани. Это место меня интересует особо.

Бухты и заливы

Эссойла

Церковь в Эссойле

Маршрут начинается с Эссойлы — большого посёлка, оккупировавшего почти 8 километров прибрежной полосы Сямозера. Раньше здесь находились два посёлка — Эссойла и Угмойла. Сейчас официально остался только первый, а вторым называется западная часть поселения.

Своим расцветом Эссойла обязана стратегически важному расположению: здесь трасса максимально приближается к Сямозеру.

Старинные дома в Эссойле остались и картинно стоят на самом берегу. Однако среди них не обнаружено пока строений, имеющих историко-культурную ценность. Поэтому мне оставалось только покататься по запутанным улочкам. Одна из них привела меня к церквушке, о которой я не знал. Свежепокрашенное здание было спрятано в молодых соснах и берёзах. Яркие жёлтые стены и лазурные маковки радовали глаз, отражая тёплые лучи утреннего солнца.

Выезжать на трассу пришлось по навигатору: витиеватые эссойльские улочки словно не хотели меня выпускать.

Ангенлахта

Старинный дом на въезде в Ангенлахту

Эта исконно карельская деревенька ныне не имеет постоянного населения, хотя в 19 веке численность жителей превышала 100 человек. Основанная в 16 веке, она до сегодняшних дней донесла имя своего основателя Ефимки Яковлева, закреплённое в названии одной из частей посёлка.

Свернув на отворотку, ведущую в Ангенлахту, я столкнулся с особенностью прибрежных дорог в этой части Сямозерья: слой песка был очень толстым, накачанные под асфальт колёса моего Навигатора то и дело вязли. Чем ближе, тем хуже было дело. Здесь мог бы покрасоваться хозяин фэтбайка — им сейчас только дай повод покрасоваться преимуществами своих фэтов перед простыми смертными.

Домов в Ангенлахте было как-то слишком мало. Совсем не верилось, что когда-то здесь жило больше 100 человек. Я нашёл только один подходящий, смотря на который верилось, что здесь жили семьями по 8-10 человек.

Реестр историко-культурного наследия Карелии об Ангенлахте (Ангел-Лахте, как там написано) знал лишь только то, что в этом районе находится несколько объектов археологии, которые меня не интересовали. Возвращаюсь на дорогу и еду на Кишкойлу.

Кишкойла

Старинный дом в Кишкойле

В Кишкойле из указанного реестра имеется один объект — часовня второй половины 18 века. На фотографии видно довольно странное строение: прямоугольная в плане постройка с общей для всех частей крышей, крытой шифером. Ни главок, ни крестов — ничего, что указывало бы на культовое предназначение здания. Только могилы на переднем плане и старый деревянный крест с кивотом, прислонённый к стене часовни, могут подсказать об этом.

Но это было старое фото. На месте я обнаружил покрытую современным материалом крышу и такое же современное наглавие с крестом. В сумме складывается довольно странное ощущение: громоздкое, не очень похожее на часовню здание с обветшалыми углами и вот этот блеск и шик на верхушке. И стариной не веет, и новизной не отдаёт.

Часовня в Кишкойле

Дороги в Кишкойле ещё песочнее, чем в Ангенлахте, ехать почти невозможно.

Основание сруба часовни в Кишкойле

Кстати, в поисках часовни я поначалу уехал совсем в другом направлении. Дело в том, что на карте начала 90-х на полуострове был обозначен почти идеально круглый холм с постройкой в самой середине. Я был уверен, что часовня находится там. Всё указывало на это до последнего момента: маленький островок из елей и сосен посреди поля был очень похож на некоторые другие, например, в Ефимовой Сельге, где упрятана часовня. Дома разрушило время, но культовую рощу не тронули. Каково же было моё удивление и разочарование, когда в самой высокой точке этой рощи я обнаружил тригапункт. А часовня оказалась спрятанной от посторонних глаз в самой деревне, за новостройкой.

С подъезда к Кишкойле я сфотографировал следующую деревню — Курмойлу.

Въезд в Кишкойлу

Курмойла

Дом в Курмойле

С берега Курмойла смотрится довольно неказисто: хаотично разбросанные дома с серыми и бордовыми крышами. Однако при въезде в посёлок я обнаружил симпатичную уличную застройку. К сожалению, жилых домов, представляющих интерес для реестра, здесь не числится. Есть только амбар Молосовкина, который я не смог отыскать.

Курмойла со стороны Кишкойлы

Есть дома двухэтажные, один даже с сохранившейся хозяйственной частью, кажется. Другой наоборот — выглядит неестественным и куцым с полностью разобранным «двором».

Кстати, на указателе написано «Кормойла».

Въезд в Курмойлу

Сяргилахта

Поворот на Сяргилахту

Вот она, легендарная Сяргилахта. Первое, что бросается в глаза — написанные от руки объявления плана «Черви, баня, мёд, веники». Нигде больше не видел ни такого обилия объявлений, ни содержания. Чтобы червей и мёд через запятую предлагали.

А это - тот самый дом из фильма "А зори здесь тихие...", его хорошо видно на фотографиях со съёмок.

Залив Сяргилахты

В остальном Сяргилахта предстала типичной деревней с берега Сямозера. Много старинных домов, значительная часть числится в реестре. Есть часовня, упрятанная культовой рощей. Вокруг часовни — свежие могилы.

Амбар в Сяргилахте

Местные жители давно привыкли к вниманию со стороны туристов. За Сяргилахтой начинаются обширные песчаные пляжи. В хорошую погоду они кишат туристами-дикарями и кемперами. Очень много мусора в прибрежной зоне и на дороге. Думаю, способствует этому и турбаза «KareliaOpen», которая находится сразу за Сяргилахтой.

Автобусная остановка в Сяргилахте

Инжунаволок

Инжунаволок

В Инжунаволоке остался всего один дом и есть база отдыха. Почти весь внутренний, закрытый от северного ветра берег мыса — двухкилометровый песчаный пляж. Впрочем, того же уровня загрязнённости, что и пляжи за Сяргилахтой.

Часовня в Инжунаволоке

Перед мысом, на котором находится Инжунаволок, есть ответвление с хорошей, накатанной дорогой, которая идёт на Вешкелицу, расположенную на трассе. Мне как раз туда.

Лесное уединение

Дорога с Инжунаволока на Вешкелицу — самая захватывающая часть маршрута. Множество крутых горок, хорошие разгоны, резкие повороты. В общем, релакс после прибрежной грунтовки.

Итак, въезжаю в ламбушковый край. Маленькие деревушки на берегах ламб соединены между собой сетью дорог. Скорее всего, размеры деревушек ограничивались естественными условиями: в отличие от жителей берегов Сямозера, в пропитании которых большую роль играла рыбная ловля, обитателям лесных деревушек приходилось делать акцент на землепашество. А чем больше людей живёт в деревне, тем дальше необходимо выбираться на обработку полей. Кроме того, преобладало в этих краях земледелие подсечное, то есть каждые два-три года необходимо было выжигать новые поля. Из-за сложности такого труда и не самых благоприятных северных условий (низкие урожаи) жители этих деревень жили, по-видимому, беднее.

Однако покой и уединённость этих мест меня покорили. Безмолвные сельские пейзажи, маленькие уютные озерки, тишина и спокойствие...

Нинисельга

Ветхий дом на въезде в Нинисельгу

Первая на моём пути отворотка ведёт в Нинисельгу. Это небольшая малодворная деревенька. На въезде кладбище, затем стоит часовня Власия Великого рубежа 18 и 19 веков. Кто-то взялся ремонтировать её. Инициатива явно кого-то из местных — реставраторы используют аутентичные материалы, а здесь крыша покрыта чем-то современным. Также полностью заменена часть стен, а реставраторы в этом плане не так категоричны.

Рядом с часовней стоит типичный полуразрушенный карельский сруб с провалившейся крышей хозяйственной части. Чуть подальше — небольшой домик, затерявшийся в траве. Островок жизни в этой деревеньке находится чуть дальше по дороге, в 50 метрах от ламбушки. В 60 метрах, левее, есть ламбушка поменьше, а за ними — ещё одна, побольше.

Ветхий дом в Нинисельге

Возвращаюсь на вешкельскую дорогу и еду дальше.

Лагиламба

Домик в Лагиламбе

А дорога приводит меня в самую чарующую деревню ламбушкового края, что я видел — Лагиламбу. Здесь веет таким безмятежным спокойствием, что хочется остановиться и остаться. Помните уютный Шир из «Властелина Колец» и «Хоббита»? А тот момент, когда Фродо и Бильбо возвращаются туда после всех приключений? Представьте, что они чувствовали. Эти ощущения на меня и нахлынули. Лагиламба словно не знает о внешнем мире. Она освобождает от его бешеного ритма как наркоз.

Лагиламба обнимает берег ламбушки, по берегу которой проходит моя дорога. С противоположной стороны дороги, в 100 метрах, есть ламба побольше, которую называют Котчилой. Поля Лагиламбы подходят к ней, но домов там нет.

Объявление в Лагиламбе

Кстати, о домах. Они здесь маленькие, уютные. Есть несколько домов старинных, занесённых в реестр. А ещё здесь есть... музей! На одном из древних домиков висит целый баннер, предлагающий покупку и обмен старинных вещей и антиквариата для выставки.

Ещё в Лагиламбе есть гостевой дом. Возможно, это его хозяева занялись музеем.

Но мне пора. Дорога зовёт.

Харитонова Гора

Следующая отворотка ведёт в деревню, известную под названиями Харит-гора и Харитонова гора. Дома здесь можно пересчитать по пальцам и стоит она на берегу ламбушки Чиечимюярви. Харитонова Гора является историческим поселением, то есть государством охраняются все находящиеся в нём историко-культурные ценности.

Есть старинный дом Исакова, построенный ещё до революции.

Арькойла

Въезд в Арькойлу

В Арькойле есть прямая улица. На въезде — развалины сруба, чуть дальше — маленькие домики. Один из них вызвал почти такой же интерес, как странный дом в Котчуре. Судя по всему, дом старой постройки начал разваливаться, но его решили восстановить. Но так как левая часть сруба, на которой держалась кровля, была утеряна, хозяева решили симпровизировать и сделали для этой части самостоятельную крышу. А справа оставили половинку прежней.

Странный домик в Арькойле

Арькойла стоит на берегу замысловатой ламбы Ковераярви с множеством рукавов и заливов. На одном из её противоположных берегов покоится край Вешкелицы — «Северной Венеции», деревни, которая стоит на семи ламбах.

Придорожные деревни

Вешкелица

Вешкелица

В Вешкелице начинается асфальтовая дорога, которая выводит меня на трассу. Вешкелица — такой же районный центр, как и Эссойла. Как и в Эссойле, здесь осталось мало исторических зданий. Зато есть перевезённая из Кунгозера часовня Георгия Победоносца.

Вешкелица

Здесь я захожу в магазин и устраиваю обед. Начинается дорога обратно, и она будет проще.

Метчелица

Слегка необычная деревня из пяти частей, которые раскиданы на расстоянии 400-700 метров друг от друга. Постоянное население — несколько десятков человек.

Проккойла

Проккойла — единственная придорожная деревня, представляющая интерес для меня. Дело в том, что здесь находится часовня с двойным освящением: в честь Михаила Архангела и Власия. Двойное освящение для Карелии не редкость, например, в посёлке Чеболакши есть часовня Георгия Победоносца и Вознесения Господня, а на том же берегу Сямозера в Чуйнаволоке — часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка. Есть даже в посёлке Лукиннаволок часовня с тройным освящением — в честь Михаила Архангела, Варвары и Иоанна Предтечи.

Проккойла, как и Метчелица, разбита на несколько частей, только с меньшим разбросом. Всего их три, а часовня с кладбищем находится между первой и второй (если ехать от дороги).

Часовня Михаила Архангела и Власия в Проккойле

Кстати, в поисках часовни я заехал в первую, придорожную часть. Проехал её, въехал в лес, остановился свериться с картой. В этот момент слышу впереди тарахтение. Стою, жду. И тут из-за горушки появляется нечто: старый ржавый мотоблок, за рулём которого сидит весёлый такой дедушка. На прицепе мотоблока покоится лодка с шикарной надписью «Романтика», а в лодке сидит дама. В общем, вот такая сельская романтика. Очень меня порадовал этот дедушка.

Кладбище, окружавшее часовенку, действующее и относительно ухоженное, а вот часовня обветшала. Колокольня разрушена, вокруг хлам валяется: шифер, ведро; там и сям заваленные и поваленные старые деревянные оградки и кресты с кивотами.

Часовня Михаила Архангела и Власия в Проккойле

Вместо заключения

Наконец-то я очно познакомился с новым типажом карельской деревни: «ламбушковое» поселение. Это маленькие, тихие уголки вдали от большой жизни. Идеальное место для интроверта или дауншифтера. Очевидно, люди в старину здесь жили беднее, чем в деревнях при больших дорогах или на побережье богатого рыбой Сямозера.

Новые деревни прибрежного типа тоже были интересны, хотя в этот раз я узнал о них мало нового. Особенность этой части Сямозера — большие песчаные пляжи, на значительной части порядком замусоренные, особенно между Сяргилахтой и Инжунаволоком.

Километраж маршрута составил 102 километра.